Black Sea Cup 2006. Чемпионат России 2006 в Национальном классе.

Поскольку пишется это уже дома, то какие-то мелочи, как даты, время и т.д. могут быть слегка искажены. Однако вещи важные, такие как заходы ветра, его сила, течения и многое другое, осталось в голове надолго. Поэтому описывать как мы ехали, ели по дороге, спали и колбасились я не буду. Хвалить или ругать организаторов тоже. Надоело. Сосредоточимся именно на гоночной части.

Погода.

С погодой в Анапе крупно не повезло. Не дуло. Было конечно тепло и солнечно, но ветра не было совсем. Поэтому гонки прошли по пограничной погоде, а иногда и «за»граничной.

Итак, по порядку.

Гонка 1.

Ветер 4-6 м/с, северо-запад.

Район проведения – напротив Джемете, см. схему.

Первой гонке присвоили статус незачетной практически сразу после старта. Я этого однако не видел и поэтому весь первый круг усиленно махал. Ветра не было. 4-5 метров. Лавировка выглядела очень смешно: едем в галфинд, чтобы только не сойти с глиссирования, потом приходит небольшой порывчик в 6 м/с – приводимся, накидываем несколько метром, потом идет закисончик до 4-5 м/с – опять либо галфинд, либо небольшой багштаг. Теряем пару метров высоты. На втором круге катер ушел в яхт-клуб, чем меня, идущего с таким трудом 3-им слегка огорчил. Финиш то был уже в 100 метрах!

Потом был обед. После обеда как-то кратенько объявили, что старт через 30 минут и катер ушел на дистанцию. В результате до старта за 30 минут успело долавироваться человек 20.

Итак старт первой зачетной гонки. Ветра катастрофически не хватает. Небольшое ветровое течение усложняет и так непростую задачу на старте. Поэтому долго не мучаясь разгоняюсь намного выше катера, сваливаюсь уже на глиссировании на стартовую линию и довольный собой лечу к стартовому знаку, прислушиваясь к пиликанью замечательных стартовых часов Ronstan любезно предоставленных Николаем Москвичевым за что ему большое спасибо. Передо мной таким же образом разгоняются Тема Миначев и за ним Юрий Шувалов. У Темы стартовая линия заканчивается раньше чем звучит стартовый сигнал. Он вынуждено тормозит за 10 метров от знака и приводится, перегораживая стартовую линию. В него утыкается Юра, закрывая оставшийся проход. Все мои расчеты летят к черту, потому что стартовую линию две остановившиеся доски внезапно сократили на 15 метров. Но тут часы слава богу пиликают старт и я в метре от остановившихся досок резко привожусь, чуть ли не чиркая по ним гиком и ухожу со старта первым.

Тактика.

Еще до старта мне показалось, что ветра чуть больше в середине дистанции. Анализ уже после гонок показал, что это было скорее не в самой середине, а на самом деле чуть справа, но тогда это значения не имело, поскольку сама середина дистанции мне показалась правее. Справа подходил облачный фронт, но когда точно он подойдет было неясно. В море ветра не было, а под берегом справа (см. схему дистанции) он немного заходил направо, но ослаблялся.

Подумав немного до старта я решил рискнуть и взяв старт от знака, а не от катера, протянуть через середину влево до ослабления, потом повернуть направо и уже тянуть до фронта в берег, надеясь либо на усиление, либо на заход от берега. Маркером того, что этот план не сработает, должно было стать ослабление ветра на галсе в берег еще ДО того, как он начнет заходить направо.

В результате все вышло так (см. картинку со схемой лавировок): старт от знака, тянул влево до ослабления, ветер слабеет и отходит влево, кручу поворот и иду вправо, опять проход через середину дистанции с небольшим усилением, тяну вправо, ветер слабеет, но не заходит. Сигнал, что план, похоже, провалился и фронт еще не подошел. Думаю рискну, еще немного протяну, и тут приходит усиление с заходом от берега. Вот думаю, удача любит отчаянных! Иду еще 100 метров и поворачиваю к знаку. Сперва кажется, что на знак не вырежусь, но я помню, что ветер впереди должен усилиться и не паникую. Так и есть - ветер усиливается, и я точно выхожу на первый знак. Преследователей не видно.

Багштаги качаю как полоумный. На нижнем знаке уже решение принято. Прохожу вправо метров 80, поворачиваю опять в середину, т.е. делаю контр-галс метров на 100 и сразу отворачиваю вправо под усиление. (См .схему) Как оказалось позже, Володя Демченко сразу ушел под берег (на схеме показано красным) и только выиграл от этого. Те же кто оказались в самой середине дистанции и слева – проиграли.

Я спокойно прохожу до упора вправо, поворачиваю с небольшим запасом на знак. Опять с ужасом вижу, как низко повернул, но опять у знака приходит усиление с заходом от облаков справа, и опять на знак выхожу метр в метр.

На финише первый, отрыв от второго (Володи Демченко) – 2.5 минуты, что при общем времени гонки 18 минут – очень много. Несмотря на опаздание на старт более рискованная, но более грамотная вторая лавировка помогла ему выскочить на второе место на финише.

В итоге план по тактике оказался верным и из-за небольшой дозы везения на первой лавировке удалось накатать такой отрыв. Дистанция, однако, далась не всем. Самая сложная, и все же самая интересная гонка этих соревнований позади.

Гонка 2.

Ветер 4-6 м/с, юг.

Это был самый тяжелый день Анапских соревнований. 7 (по другим версиям 9) стартов, я сбился после 5-ого, из них только один старт зачетной гонки. То общий отзыв, то отмены из-за слабого ветра, то гонка отнесена к незачетной. И каждый раз дикий пампинг для разгона на глиссирование. В общем, когда после обеда сперва прошли фан-гонку и потом дали старт уже зачетной, у меня лично сил не было никаких. На старте опять сваливаюсь выше катера правым галсом. Сильное встречное течение отдавливает от стартовой линии, но взяв створ на ориентир на берегу точно знаю где нахожусь. До старта 5 секунд, на полном ходу подхожу к знаку и тут, внезапно из-за идущих ниже участников навстречу левым галсом из-под знака на полном ходу лоб в лоб выныривает Ира Евсюкова (№7). Я даже воздуха для вопля не успел набрать, только дико выгнувшись успел убрать голову от оковки ее гика и увалившись в какой-то дикой позе избежал лобового столкновения на полном ходу. При этом пришлось еще постараться не врезаться в подветренных, до которых оставалось не больше полу-корпуса. Проорать что-нибудь про протест сразу не получается, поскольку Ира уходит другим галсом, а я вынужден опять размахиваться. В результате силы полностью оставляют и после поворота я падаю. Дальше идет уже незамысловатая четырех галсовая лавировка и на первом знаке я «уверенно» замыкаю 20-ку.

На финише 7-ой. Сразу заявляю протест на судне и несмотря на то что Ира пришла позади и увидев мою решимость, извинилась на берегу, твердо решаю так эти безумства не оставлять. В результате разбор протеста (см. схема ситуации), плохо подготовленные (вернее никак не подготовленные) свидетели со стороны ответчика и честная Ирина дисквалификация. Мораль однако Анапскими девушками усвоена была плохо, поскольку на следующий день то ли Ангелина Пекарская, то ли кто-то еще старались повторить Ирин подвиг на старте, но безуспешно. Ветра было больше и шансов увернуться без травм у мужиков соответственно было тоже побольше. Вобщем все остались живы и здоровы.

Гонки 3, 4, 5 и 6.

Район проведения – напротив «Высокого берега».

По положению в день планировалось проводить до 3-ех гонок, но поскольку ветра так не хватало в остальные дни, в этот день провели 4.

Ветер 5-6 м/с с юга. Волна небольшая. Ветровое течение среднее в начале дня, очень сильное к обеду и немного слабее к 4-ой гонке.

Старты 2-ух гонок до обеда были украшены огромной толпой слабо квалифицированного народа, который посмотрев на старты первых двух гонок начал валиться на линию сверху катера, особенно не разбираясь кто кому должен уступать дорогу и где вообще эта самая стартовая линия. В результате те, кто стартовал разгоняясь из-под катера должны были уворачиваться от этих удальцов. А удальцы с ходу провалившись мимо линии потом уже на нее выйти не могли. Таким образом я разгоняясь выше катера имел достаточно места чтобы спокойно лечь на линию подкорректировать свое положение и по сигналу спокойно привестись. Толпа удальцов просто сминала на подветер всех, кто мог занять правильное место на линии и хоть как-то помешать.

Итак, старт первой гонки дня.

Сразу после старта решаю, что в море дует сильнее. Поэтому кручусь с правого галса на левый и пройдя по носу у Платицына Сани и Дениса Закриева ухожу в море. Они идут в берег. В море действительно дует чуть сильнее, но уже за 200 метров до знака вижу, что проиграл катастрофически. Почему? Во-первых под берегом нет ветрового течения. Во-вторых ветер у высокого берега сжимается и заходит влево и чуть усиливается. Знак стоит практически у края зоны захода и следовательно лавировка через левую сторону (зону захода ветра) – выгодна. (Краткий рассказ о том что такое заходы ветра в принципе, какие они бывают и т.д. можно будет посмотреть позже в разделе "тактика". Там же будет лежать статья про старты. )

В этот гоночный день ситуация была следующая. Ветер заходил от берега и немного усиливался, сжимаясь у высокого берега. Течение также ослаблялось под берегом. Знак стоял всего в ста метрах от зоны захода ветра. Поэтому выгодной тактикой было уйти со старта в берег как можно дальше и выскакивать на течение и отход ветра уже у самого первого знака (на схеме обозначено красным). Возможно, имело даже смысл делать еще контр-галс в берег, чтобы избежать последнего 50-ти метрового галса к первому знаку поперек течения. (См. схему, обозначено синим), но я лично не рисковал. Хотя возможно и зря.

В результате после похода в море вместо первого, знак огибаю 4-5ым. И после нижнего знака сразу делаю поворот в берег. Платицын и Закриев пилят в море, чем меня удивляют несказанно. Я думал, что на своем примере показал, куда ходить НЕ надо. На верхнем знаке естественно, выхожу уже первым по носу перед Саней Платицыном, но он успевает размахаться и сходу установив связанность потребовать место у знака. Я его пропускаю, он уходит на багштаг и так на финиш и приезжаем с отрывом 50 метров. Третий Владимир Демченко, который тоже ушел в берег на обоих лавировках, и только очередное опоздание на старт (организаторские хлопоты, понимаешь:) помешало ему бороться за первое место в этой гонке.

Остальные гонки этого дня шли как под копирку по указанной схеме. Вплоть до метра все было расписано уже до старта. Во второй гонке стало ясно, что старт выгоднее брать не с середины стартовой линии, а ближе к знаку, поскольку при входе в зону захода флот уваливается и чем правее взят старт, тем больше теряешь при этом уваливании. В результате тактической борьбы уже не было, а все свелось к умению выжать максимум из существующей ситуации. Во второй гонке дня Демченко чуть раньше сделал поворот в берег чем я и чуть дальше затянул, отыграв таким образом 10 метров, пришел 2-ым, я – 3-им. Александр Платицын уже ошибок не повторяет и уверено штампует первые приходы. В последней гонке все время лидируя на первом знаке второго круга ловлю обидный закисон, Закриеву хватило ветра, а мне нет. У меня 2-ой приход, Денис – первый опять с теми же 10-15 метрами. А вот лидер соревнований Александр Платицын в этой гонке провалился (как оказалось потом из-за падения на втором знаке) и записал в актив 8-ое место. В результате по 6-ти гонкам один плохой приход он выбросил, а второй тянет Саню на второе место.

Ему как воздух нужна хотя бы еще одна гонка и приход не ниже 6-ого. Только если в этой гонке я буду 1-ым, а он ниже 6-ого моё лидерство сохранится, во всех остальных случаях он становится еще раз Чемпионом России в Национальном классе. Но произошло чудо. Ветра нет, результаты остаются старые, Анапа удивила и я по результатам 6-ти нелегких гонок – первый. Саня второй, Володя Демченко выигрывает бронзу.

Вот такие гонки состоялись на БлэкСиКапе 2006 в городе Анапа. Если кто заметил неточности или хочет добавить свои наблюдения – пишите. Опубликуем.

А мы пока зачехляем мат.часть, учим правила, штудируем тактику, ходим в спортзал и кто-то ждет следующего сезона, а кто-то вынимает зимние кайты, сладко предвкушая скоростные гонки по твердой воде. Нас ждет этой зимой Чемпионат Мира по версии ВИССА в Эстонии, Чемпионат Санкт-Петербурга, Форты Кронштадта (не всех:-), Этап Кубка Европы по версии ИСКА и многое еще чего интересного. Так что кто еще сомневается, горка или кайт – дуйте на горку, а то и так уже от кайтеров на Финском заливе не продохнуть. Еще и московские с петрозаводскими иногда подтягиваются, призовые места забирают. Про самаро-тюменскую банду я и не говорю. Следите за новостями, как обычно с дистанции.

Увидимся на воде/льду!

С уважением,

Дружинин Александр.

RUS 12