Как мы ездили гоняться с яхтами или

Легенды и мифы о яхтинге и Псковском озере.

Уф-ф.. Наконец-то, home, sweet home! Душ, прохладное пиво, кресло и возможность поведать о поездке на Чемпионат Пскова и области. Как обычно, с ненужными, но дорогими сердцу, подробностями и лирическими отступлениями.

Сперва, предыстория. Возможно, все знают, что есть такой вид спорта – «парусный спорт», но возможно не все знают, что в этом виде спорта проводится достаточно соревнований, с серьёзными бюджетами, спонсорами с громкими именами, соответствующим уровнем подготовки, и конечно, (наше любимое) призовым фондом. Вот только почему-то нас на эти мероприятия не зовут, хотя мы вроде тоже не по песку с моторчиком на досках ездим. Да и участников мы можем собрать по более, чем катамараны «Торнадо» с пятью экипажами на Чемпионате России и одним экипажем в СПб. И тем не менее, они - сами по себе, мы – сами по себе. И захотелось попробовать совместить, так сказать слона, и трепетную лань.

Уже по мере приближения к дате мероприятия стало понятно, что нас ожидает нимало сюрпризов и неожиданностей. Внутренний голос неоднозначно об этом намекал. Сознание его игнорировало. А зря…

Выяснилось, например, что не все яхты одинаково для нас, серферов, полезны. Есть, как палёный коньяк - пафосная этикетка, непонятная цена и сплошная головная боль, а есть как биойогурт, маленький стаканчик с понятными и ожидаемыми последствиями. Но, обо всем по порядку.

Дорога.

Псков хорош тем, что до него недолго ехать. Однако за все надо платить. Дорогу видимо регулярно бомбят, потому что иначе объяснить такое количество, ТАКИХ воронок невозможно. Выезжать пришлось в пятницу вечером. Как обычно, мы с Дмитрием Арсеньевым все рассчитали, прикинули, но дорожные строители подумали уже за нас. Поэтому, хоть мы все и спланировали, но доблестные парни из ДорРемСтроя решили, что лучшего времени для ремонта Волхонского шоссе, чем вечер пятницы не найти. В результате мы на месте были к 10 вечера, а остальной народ подтягивался до 4ёх утра. Как обычно, с тарахтеньем дизельных автобусов и таким радостным галдежом, что в Эстонии было слышно.

Место.

Первый сюрприз. Хорошо обжитая территория пансионата банка России с гаванью, местом для стоянки, туалетами, водой, электричеством, тренажерами, волейбольными, теннисными и т.д. площадками и подогреваемым бассейном (!) под открытым небом. Удобный выход на воду с отсыпанным песком пляжем. Охраняемая территория. Палатки и машины можно поставить рядом, никто не беснуется по поводу примятого колесами песка. Паруса и доски можно положить просто в тень под деревья. Все замечательно, даже внутренний голос промолчал.

День первый. Суббота, 10 июня.

Открытие в 12 по полудни. Часов в одиннадцать внутренний голос достал окончательно, и я пошел все же найти судью, который отвечает за виндсерфинг. Нашел. «Как там с гоночной инструкцией», спрашиваю. Ответ судьи начинается со слов «Вы же понимаете…», дослушивать я не стал. Однако стало понятно, что мы здесь проходим по такой специальной программе, что похоже о нас забыли.

Итак, открытие. Выступают функционеры, говорят разные добрые слова. Выступает, мэр, говорит что-то типа «кто к нам с добром придет, тот нам друг». Два десятка спортсменов из Прибалтики, которых при дороге в 200 километров 7 часов промариновали на российской границе, задумчиво кивают. Потом выступает ведущий и говорит: «Также в нашей программе участвуют гладиаторы парусного спорта, (пауза, наморщенный лоб, облегчение) экстремалы-досочники» Какой-то балбес из наших захлопал, ему тут же ближайший эстремал дал подзатыльник. Хлопки прекратились. Собрание рулевых в 12-30, старт первой гонки в 13-00.

Все потянулись на собрание. Вот тут я слегка и обалдел. Главный судья соревнований в двух словах, на пальцах, объяснил про план гонок, дистанцию, стартовую процедуру и, в общем, про все, что обычно у нас пишут в Гоночной инструкции. Я тихонько спрашиваю у судьи по винсерфингу: «А как бы гоночную инструкцию посмотреть». «Вы же понимаете…» - дослушивать я не стал. Спрашиваю у Главного – «Дистанция у нас с яхтам общая?», «Конечно, все как у других», «Стартовая процедура?», «Обычная как у яхт, пятиминутная», «Может тем, кто будет отставать сильно, разрешить на финиш - после треугольника?», «Ни в коем случае. Это же неравные условия. Да и вообще, у вас как у всех». Говорю: «Может, какой сигнал нам дадите с судна, когда дистанция будет стоять, чтоб нам там не купаться зря», «Дистанцию мы поставим за 15 минут, так что выходите вместе с судном». Ну-ну, думаю, «15 минут». Вот тебе и спец. программа, вот тебе и попробовали с яхтами. Боже, как я ошибался. Это было только самое начало.

Погода.

А погода тем временем делала нам подарок. Слегка порывистый ветер вдоль озера 8-10 м/с, солнце, легкие облачка, нехолодная вода. Судно вышло и начало ставить дистанцию.

Дистанция.

Добро пожаловать в мир яхт.

Да, я не рассказал про дистанцию. Расстояние между 1 и 3-им знаком примерно 1-1.2 мили. (1 морская миля = 1852 метра, кто не знает) Дистанция, которую мне озвучили на собрании – треугольник-петля-прямая. Финиш против ветра. Я наивно предполагал, что старт будет ниже третьего знака, а финиш выше первого. Однако по ходу выставления дистанции я вижу, что дистанция будет треугольник-петля (т.е. старт – знак 1 – знак 2-3-1-3-финиш). Т.е. старт и финиш будут посередине лавировки. Ловлю всех кого можно, надрываясь, объясняю изменения. Кроме меня парусным спортом занимался только Арсеньев. Ему объяснять не надо. Он и так все видит, крутимся у судна, ждем начала стартовой процедуры.

Стартовая процедура.

«Добро пожаловать в мир яхт – II».

За 5 минут поднимается флаг класса. Нам дали вымпел, означающий цифру «2». Синий вымпел с белым яйцом. Почему именно такой, даже спрашивать не стал. Через минуту, т.е. за 4 минуты до старта «Подготовительный» – флаг Р - «Папа». Белый квадратик на синем фоне. За минуту до старта «Папа» опускается. По сигналу «Старт открыт» опускается флаг класса. Вот такая простая и незамысловатая процедура… Мы стартуем первыми.

Гонка 1.

Ну, то что за 15 минут дистанцию не поставили, думаю объяснять не надо. За 15 минут можно только якорь потерять. Дистанцию ставили полчаса. Потом судно встало на якорь в положении для старта и тут выяснилось, что якорь не держит. Надо сказать, что эта особенность Псковского озера известна практически всем «гладиаторам парусного спорта», кто был на прошлом Псковском циклоне. Там даже легкий катер было сложно поставить. Дно очень илистое и якорь просто не может достать до прочных слоев. Как бы плывет по илу. Но это «экстремалы», посетившие озеро один раз, знают, а местные пограничники, которые охраняют гос. границу не первый десяток лет и которым принадлежал катер, а также судейская бригада, проводящая Банковский кубок, о такой особенности дна видимо слышала первый раз. В результате судно немилосердно тащило 10 метровым ветром, мотолодка ходила на берег, возила второй якорь, пыталась причалить, у нее не получалось, ее слали с матами подальше. Короче полтора часа прошло в бессмысленной борьбе с природой. Какой либо суеты на судейском судне при этом заметно не было. То, что замечательная погода уходит, бригаду волновало мало. Даже яхтсменов достала эта проволочка, но они пили пиво в непромоканцах, а «гладиаторы» купались в озере.

Погода, видимо, решив, что аванс она проплатила, а работа не сделана, ветер поубавила. Судно встало на якорь. Народ к этому времени катался по дистанции.

Без особой помпы, на судне подняли вымпел «2», размером примерно с мужской носовой платок, привязанный на веточку, выломанную в соседней роще (буквально!). Кто-то это изменение заметил, а кто-то, как Илья Банаян, который был у первого знака (т.е. за километр примерно), носовой платочек в профиль не разглядел. Через минуту, как и положено у «настоящих яхтсменов», подняли синий носовой платочек с белым квадратиком. 4 минуты до старта. Потом, видимо, чтобы не привлекать внимания гонщиков, также, без единого звукового сигнала, синий платок опустили – минута до старта. Ровно через минуту, коротко свистнув в милицейский свисток (!), синий вымпел с белым яйцом убрали, и гонка началась.

Я, с отвалившейся челюстью, наблюдал за всем происходящим. Видимо очень много времени прошло с тем пор, когда я последний раз выходил на швертботе на дистанцию общесоюзных соревнований. Что-то поменялось, видимо, раз на этапе Кубка Европы яхт в классе «Микро» происходит такой детский сад. А мы еще Диму Яржембовского укоряли за какие-то там неразличимые на фоне снега флаги.

Тем не менее. Старт дан. Ветер скис. Но надо идти. Банаян опаздывает на старт. Демченко на плавнике Дрейк, размахался и глиссирует. Остальные стоят. Я тоже. Потом подхватывает и я могу спокойно осмотреться. Дистанция огромная. Буя не видно. Ветер стремительно скисает. Два галса по краю тучки, дотянул до следующей. Володя ловит тростинку, вынуждено поворачивает не туда, и вот я иду первым. Еще галс – и первый знак. Второй знак стоит очень низко, прямо багштагом не пройти. «Сливаюсь» как можно ниже. Летучка потравлена на сколько можно, стою как танцор на цыпочках. Расстояния большие - ноги начинает сводить. Поворот фордевинд, обратно под тучку, еще поворот и галс уже ко второму знаку. Огибаю второй знак, лечу к третьему. Володя молодец – висит сзади метрах в ста. Не отстает. Огибаю третий знак. Впереди два километра лавировки по скисающему ветру. Внутренний голос в этот момент сказал все что думал, и про яхтинг, и про парусный спорт вообще и про судейскую бригаду в частности. Но, делать нечего, старший сказал – «как все», значит как все.

Тактика парусных гонок.

Так получилось, что в виндсерфинг я пришел из швертботов. Там я не блистал, впрочем, как и здесь, но занимал твердую «вторую четверть» на соревнованиях уровня Первенства СССР. Поэтому кое-что из прошлого вынес. Когда я обогнул третий знак, то стало очевидно, что если все что знаешь не применить, то не то что до финиша, до дома доберешься к зиме. Когда лед встанет и можно будет ногами спокойно дойти.

По небу ползли две тучки. Они тащат усиления ветра. На море эти усиления идут пятнами с изменением направления ветра фронтом. Т.е. туча поворачивает генеральное направление и усиливает ветер в пятне. На озерах, водохранилищах и других закрытых водоемах усиления идет пятнами, но распространяются не фронтом, а веером. Поэтому если просто войти в пятно и выйти обратно – теряешь, потому что ходишь поперек дистанции. Нужно либо рисковать и проходить пятно целиком, либо стараться пройти по самому краю ветрового усиления, не входя в центр пятна. Я выбрал второй вариант.

Прошел по краю первой тучки, а до второй не дотянул. Сход с глиссирования, стою как памятник. Володя ниже по ветру тоже остановился, но он впереди, значит, получит усиление первым. Так и есть - махнул пару раз и полетел. Я стою. Ветер уже виден впереди, но я пока стою. Наконец-то! Пара качков парусом, и я тоже на глиссировании. Поворот на знак. Огибание вместе с яхтами – и настоящий формульный фордевинд. Сразу поворачиваю на левый галс, обратно под спасительную тучку. Ветер есть. Метусь вниз. Поворот, как мне казалось во время. Но, из под тучки-то я вышел, значит ветер слабее – и значит идти приходится круче. Прохожу слишком высоко над третьим знаком, поворачиваю на галс к знаку. Огибание вместе с группой яхт. С трудом протискиваюсь между этими мастодонтами. Огибаю третий знак, впереди только короткая лавировка на финиш. И тут происходит непредвиденное. Ветер от той самой тучки, которая донесла меня до третьего знака заходит вправо. Я уваливаюсь, стараюсь сохранить глиссирование. В результате иду слишком низко. Володя огибается метрах в двухстах, но видит, что со мной происходит и сразу делает поворот. Проклиная все на свете, кручусь за ним. Кое-как размахался, высота потеряна. В результате после следующего поворота сходимся с Демченко уже на расстоянии метров 10-ти. Это все что остается от 200 метрового преимущества. Поворачиваю точно над ним. Тактически ему уже некуда поворачивать и нужно тянуть к финишу, машем как полоумные. Наконец он поворачивает, я машу дальше, на руках дохожу почти до финишной линии и делаю поворот и почти сразу милицейский свисток. Все. Финиш. Первый приход в милицейский протокол. Часовая эпопея, вместо обычных 20 минут, закончилась

Окончание первого дня.

Контраст между организацией на берегу и на воде потряс, оказывается, не только меня. Яхтсмены тоже были недовольны такой работой судейской бригады. Но у них еще ночная гонка, а у нас кальян, шашлык и отдых. Поиграли в волейбол на замечательно площадке. Бассейн с подогретой до 24 градусов водой почему-то проигнорировали. Замечено, серферы неохотно купаются и крайне редко посещают бассейн, видимо после полуторачасового купания в озере желающих еще покупаться было еще меньше.

Хорошее место.

А. Спирин "Боже, это наша дистанция?!!"


Дикий размеров полотнище на хворостине. 4 минуты до старта.






Гонка 1. Я еду, Володя стоит. Потом наоборот.

Машем на финише.


Ой, задавили кого-то..! Яхта "Полтинник". Название соответствует содержанию.


Неравный бой ведет Григорий Гавриченков.


Старт "Микробов". Плотно. Наша секция.

Красотища..! Забыл как класс называется.

День второй.

Работа над ошибками.

Во второй день гонялись не все яхты. Это оказалось ключевым моментом. Яхта класса «Микро», чем то неуловимо напоминают Нац. класс в виндсерфинге. Они не очень популярны в Европе, yj там много бывших гонщиков, из класса «470» например. В Прибалтике это "де-факто" национальный класс яхт.

То что судейская бригада учла опыт первого дня стало видно на собрании рулевых утром. Его вел председатель ассоциации класса «Микро» в России – Андрей Маслов. Быстро и по деловому он объяснил план на день и дистанцию, спросил – собирается ли Петр Воногов быть на катере и посоветовать если что. Тут же погрузили Петра Владимировича на катер с флагами и в 11-00 уже ставили дистанцию.

Погода.

Тут нас ждал еще один сюрприз. Прогнозные 2-3 балла Бофорта превратились в устойчивые 9-10 м/с. Судно опять потащило на якоре, но бригада быстро пересела в маленький катер, отпустила судейское судно восвояси и через 10 минут после старта класса «Микро» мы увидели знакомый красный флаг.

Гонки 2я, 3я и 4ая.

Линия перекошена в пользу знака. С интересом отмечаю, что часть народу, еще совсем неопытные в прошлом году, уже понимают, что знак выгоден, и выгодно вообще стартовать левым галсом. Тусуются на знаке приготовившись стартовать именно левым галсом. Ну ладно, все равно стартую правым, из под знака. Дистанция обычная по расстоянию, но не треугольники, не трапеция а петля. Два знака, два круга, с финишем огибанием стартового знака, с сокращенной дистанцией для отстающих. Ветра уже много. Но Илья Банаян ошибается на второй лавировке, немного не дотягивает до знака. Я прохожу, в результате во 2-ой гонке - первый.

Гонка по одной дистанции с «микриками» - понравилась. Огибал первый знак вместе с ними. Звон лебедок, хлопанье дакрона, отрывистые команды, знакомый звук выбираемых шкотов - характерный шум яхтенной гонки. Приятное чувство причастности.

Вторая гонка дня (3-я общая). Раздувает к 10-11 м/с. Лично у меня после вчерашнего марафона и первой гонки этого дня, сил нет. На старте желтый минутный флаг опускают с опозданием на 5-7 секунд. Соответственно засекаю время старта с опозданием. В результате старт проигрываю Илье, который засекает время по специальным часикам Ronstan за три минуты. Гонка уже по передозу. Илья на новой мат. части не очень хорошо режется, но выигрывает в скорости и при стабильном парусе не так тратит силы. Ошибок не делает, в результате у него первый приход, я – второй, Вова Демченко – третий.

В третьей гонке дня (4-ая общая) ветер уже раздувает до 11-12 м/с в районе старта. Рановато выскакиваю на стартовую линию, раскорячившись против порыва держу 3 секундную паузу и стартую без хода. Илья опять выигрывает старт и по ходу гонки мне так и удается его догнать. На лавировке жмусь к берегу, в надежде на ослабление, но там ветер наоборот сжимается и там дует уже больше 12 м/с. Жмусь к воде, ложусь вперед, вытягиваю что есть сил руки, но все равно раскрывает и отлепляет доску от воды. Отрыв небольшой, но по такой погоде Илья привозит один багштаг, который отыграть нужны силы, которых нет совсем.

Народа на старте совсем мало. Сашу Ханукова уносит в устье р. Великой. Там он знакомится со всеми частными землевладельцами (говорит обзавелся знакомствами с серьезными людьми) и привозит доску на машине. Желающих отогнать его доску своим ходом, вместо того чтобы отдохнуть перед двумя гонками после обеда, как ни странно, не нашлось. Что ж, всех уносило по разу. Как правило больше одного раза и не уносит. Своего рода крещение, быть унесенным. Хорошо это не Финский залив. Меня вот унесло из Зеленогорска в Комарово, хорошо рыбак к берегу притащил, а то бы прибило только в Дюнах к берегу.

После обеда «Микро» уходят на дистанцию, а мы ждем решения судей. Звонят – 13 м/с. Пока гонка отложена на час. Через час звонят – не стихает, те же 13 м/с стабильно. Гонки на сегодня отменены. Пошли на маленьких досках. Колбасился на 5.2 и столитровке. Миф о том, на Псковском озере не дует, развеялся как дым.

Вечером собрались, и кто - домой, а мы смотреть место будущего Псковского циклона на Чудское озеро.

Наградные хрустальные парусники заберут наши Псковские друзья на следующий день на закрытии и вручат на Псковском циклоне. Не забудьте 10 дней колбасы и три дня гонок с 30 июня по 8 июля. На обратном пути заехали посмотрели место. Не такое шикарное как в пяти километрах севернее, но тоже кайф. Описание позже.

Конструктивные выводы.

Участвовать с яхтами можно и нужно. Однако те "требования-рекомендации" к организаторам, которые в такой муке рождаются, здесь нужны как нигде. Формально на прошедшем мероприятии было все. И катер, и судьи, и секретарь, и буи. Однако только по счастливой случайности соревнования удалось провести несмотря на изумительную погоду, шикарное место и полное желание организаторов таки мероприятие для виндсерфинга провести.

Дело в том, что яхтам мобильности при проведении не нужна. Их не интересует ветер. Они могут и при слабом ветре гоняться и при урагане. Они могут два часа ждать стартовой процедуры и даже насморка не схватить. У нас все иначе.

Поэтому при проведении совместных мероприятий должен быть выделенный катер, выделенный судья, отдельные буи (хотя бы часть) и выделенный секретарь.

Ну и не все яхты одинаковы. Стоит присмотреться к классу "Микро" в плане совместных перформансов.


Неконструктивные выводы.

Славно провели выходные.



Дружинин Александр

RUS12

Увидимся на воде!






Пол банды. Остальные где-то за кадром.