Ейский Кубок 2007.

Вернулись наконец-то с Азова-2007. Так получилось, что сам Ейский Кубок стал только частью этой замечательной поездки. Из 12 дней не были на воде только 1(один!). Все остальное время или готовились к гонкам на большой доске, или катались на маленькой, или гонялись на маленькой, или гонялись на большой. Вобщем все время что-то делали на воде. Поэтому записывать происходящее сразу после гонок не было никаких сил. В связи с этим детали процесса утратились из памяти. Видимо навсегда. Однако осталось общее ощущение и масса не утратившихся деталей.

Дорога и транспорт.

Помнится, зимой даже обсуждение было на форуме windsurf.ru, «что такое серф-кар». Как показала практика, серф-кар это Фольксваген Т4, купленный как грузовик и переделанный под себя, т.е. с переоборудованным кузовом, с поставленной кроватью, дугами для крепления матчасти изнутри, ну и конечно обклеенный всякими нужными (и не очень) наклейками. Я не стал изменять этой традиции с разными Спринтерами-Транзитами и поэтому в этом году трое взрослых и два пацана (2 и 7 лет) ехали в Ейск на желтопузом Дойче-постовском Т4. Автобус не быстрый, но за свои 26 часов от Питера до Ейска докатил. Пробку из-за жуткой аварии в Большом Опочивалове не считаем. Расход кому интересно 8.5 литров на сотню, на крыше лежало три «тазика» и две «сотки». Паруса и рангоут компактненько разместились на стенке внутри и на полу.

Поскольку права были отобраны еще в Питере, то диалоги с инспекторами по дороге дались на редкость легко и душевно. =)

Приезд.

Приехали 29 ого апреля часов в пять ночи. Утром вышло солнышко, погода теплая, шорты, майки (пока на солнышке) и дикое количество комариков. Не кусачих, а пачкающихся (ср..щих повсюду). Облака этих тварей кружили над косой. Ночью выйти из автобуса было невозможно. Слой зеленого нечто копошился по земле. На следующий день их стало еще больше, но потом прилетели такие же толпы ласточек, погода ухудшилась (для комариков) и комары с ласточками сгинули, оставив повсюду горы комариных трупов и обкакав совместными усилиями всё, что стояло под деревьями.

Стоим также лагерем в яхт-клубе. Стоянка автобуса или палатка стоят те же 400 р что и в прошлом году. Вода из той же колонки, туалет тот же у входа. Еду так же носит тетя Света в мисочках за почти те же 40 р, что и в прошлом году. Обед в Аквалете также доступен и порция не уменьшается. Узбеки из Паруса обнаглели, еда не вкусная и пива доступного нет. За убогие «крушовицы» дерут неслыханно. Моемся также как и раньше у друзей остановившихся посолиднее.

29 апреля выхожу на воду на НК. Дует 6-8 м/с СЗ. Рыбы вроде немного, пару раз что-то коснулось плавника на выходе из лимана и все. Уже хорошо. Вода хоть и холодная, но воздух теплый и жить можно без тапок и шлема. На юг приехали как никак, на курорт.

30 апреля курорт заканчивается. Ветер разворачивает на северо-восток и усиливается до 10-12 м/с. В лимане небольшой чоп. Вода похолодела, воздух тоже. Сразу вспомнилась прошлогодняя зимовка. Пробовал крутить фронт-луп, но в отсутствие нормальной волны прыгать достаточно не получалось, доска толком не выходила даже из воды и я весело рушился в воду. Оказалось, ключевыми моментами при отработке фронта являются не техника, а шлем и зрители. Зрители обеспечивают кураж, а шлем - смелость. Покувыркавшись день, выползли на берег изнемогшие.

День первый. Слалом.

1 мая открытие. На открытие приехали очень высокие гости вплоть до главы г.Ейска, чего не случалось давно. После открытия планируют старт слалома. Холодно и дует уже из лимана и как-то непонятно. Чтобы понять как там дует, выхожу на 105 Элиминаторе и парусе 5.8. Метрах в 100 от берега накрывает так, что выламывает руки. Сразу выхожу обратно на берег и добиваю парусок по мачте и гику. Выхожу еще раз уже до знака. Ветер 12-14 м/с, на порывах больше. Ветер рваный, у знака обратное течение создает стоячую волну высотой с метр. У знака еще и парадоксальная ситуация: если парус уходит под воду, то ветер толкает доску над водой в одну сторону, а течение тянет парус в противоположную, загоняя таким образом дальше под воду. Вынуть нет возможности. Рыба на мелкой воде цепляется даже за маленький плавник. Скорость бешеная, контроля абсолютно никакого. Как по всему этому сейчас погонятся 25 человек с общим стартом не очень понятно.

Старт дают общий в галфинд. Дистанция «восьмерка». Первый знак сдвоенный. Финиш тоже в галфинд. Я пытаюсь стартовать разгоняясь с берега и из-под катера. Две ошибки. Не надо разгоняться с берега и не надо из-под катера. Разгоняясь с берега проткнуть толпу невозможно, а «Дельфин» надежно перекрывает ветер, который под берегом еще недостаточный. В результате ухожу со старта вместе с детьми на Навигаторах. Ну ладно, думаю, сейчас у знака приложит, хоть дети попадают. У знака приложило. Попадали. Но не дети, а половина взрослых! Дети как ехали так себе и едут, как будто порывы до 16 м/с их с 3-ех метровыми Навигаторами не касаются. Ну ладно думаю, сейчас разгонимся как, так всех их и обгоним. Слаломное прошлое ж не пропьешь. Не тут то было. Не слаломный парус не даёт закрыть его и прижать нос доски к воде так, чтобы не долбить в волну, а лететь над ней. Нижняя трапеция не дает отрабатывать стоячую волну ногами, раз уж по краешкам волн не пролететь. Под берегом опять закисоны. Вобщем с жутким трудом финиширую перед детьми на Навигаторах. Профи на заточенной снаряге впереди. Во второй гонке та же картина. Только теперь ветер закрывает не «Дельфин», а толпа детей на Навигаторах. Финиширую сразу за Дмитрием Акентьевым на Навигаторе. Ну что ж, тоже хорошо. В третьей гонке выхожу к нижнему стартовому знаку, стартую в первой линии, но ветра под берегом чуть-чуть не хватает, по мне проезжает кто-то на парусе побольше и следом проезжает все та же толпа детей на Навигаторах. На знаке опять наблюдаю уже привычную картину - пятерых взрослых купальщиков аккуратно обруливают трое детей на Навигаторах. С нечеловеческими усилиями не даюсь детям на Навигаторах и по результатам этого дня 5-ый.

Вот такие вот у нас «дети»… Хотя на самом деле ничего удивительного нет. Ребята очень аккуратно управлялись со своими лодками. Нос у Навигатора длинный, но тяжелый. Дети не тяжелые и висят немного назад. Получилась на редкость стабильная и не такая уж медленная конструкция. Нормальный старт, дистанция без падений и готово. На финише 5-8ой(ая).

Вечером отдых. Никаких диких танцев в прогиб в клубе «Навигатор» в этом году нет. Ну, что ж, тоже неплохо. Отдыхаем. Отмечаем День рождение у Ирины Моисеевой, смотрим фильм про Должанку 2006 и Ейск прошлого года. Круто, неужели это я был в кадре…?


Начало гонок на рейсовой дистанции.

2 апреля с утра ветра немного. На дистанцию уходят РСХ-ы, которых в этом году заявилось 9 человек. Денис Закриев, в прошлом году гонявшийся в НК, в этом году выступает в РСХ, и надо сказать неплохо. Мы же (НК и Свободный класс) ждем сигнала. Судейскую бригаду в этом году возглавляет Андрей Латинов, судья с огромным опытом и яхтенным прошлым. Поэтому срочно учим сигнализацию. Никаких там флагов в горошек, флагов спонсоров похожих на гамбургер и т.д. в качестве сигнальных флагов в этом году не будет. Все серьезно – «Инди», «Майк», «Сиера» и без комментариев, что как выглядит. Шкиперс-митинг - как прием шифровки с подводного ракетоносца– «Альфа»-«Папа»-«Браво»-«Чарли». С непривычки даже как-то зябко.

Свободный класс в этом году гоняется по общей дистанции в море. Первый круг сделан укороченный, для облегчения, а второй уже средней длинны, как для НК. У РСХ-ов основной круг в два раза больше чем у НК. Одно слово «профи», и это с пампингом всю гонку.

Итак, 2 апреля, 12-00, сигнал к выходу на воду. Холодно, одеваем что есть. Дует СЗ, но мало. Судьи ждут, мы тоже. Холодно. Ноги замерзают, руки тоже. Ветра не хватает. Судьи ждут. Мы тоже. Проходит сперва час, потом еще час. Наконец судьи решают отпустить флот на берег на час отдохнуть. Еле-еле успеваем прибежать на берег, попить горячего чаю, немного согреться и надо к 15-00 обратно на дистанцию. Там тем временем немного добавило.

Старт! Стартую из-под знака и флота не вижу. Поскольку ветра не хватает, еще до старта принимаю решение отойти контр-галсом в море. Однако после контр-галса вижу, что берег выиграл, оттуда несутся Роман Мацусович и Михаил Дубина. Делаем выводы и пока ребята уходят левым галсом в море я иду как можно ближе к берегу спасаясь от увеличивающегося встречного течения. Лидеры делают поворот и идут правым галсом к знаку. Я же выхожу к знаку левым галсом, немного отыграв потери в первой части лавировки. Поворачиваю на знак где-то 5-6. Отмороженный мозг думать не хочет совершенно. Руки отморожены и не слушаются, ноги не чувствуют палубы. Чехарда с падениями и в результате я – 3ий. Лучше всех прошел гонку Роман Мацусович, сразу заявив о своих намерениях относительно подиума. Грамотно разложив обе лавировки и ни разу не искупавшись Роман на все следующие гонки предложил вполне простой и понятный сценарий: «он идет первым, остальные идут за ним». В отсутствие сильных оппонентов сценарий практически нигде не давал сбоя.

3 апреля гонки проходили практически при такой же погоде. У меня почему-то этот день из памяти стерся. По протоколу 8-ой приход и 3-ий, но в памяти отложилось смена по ходу дня течения и опять безупречные лавировки Романа Мацусовича. В первой гонке дня был общий отзыв, но лидирующая тройка его не увидела и прошла круг, прежде чем остановилась. Повторная стартовая процедура к этому времени уже завершалась и засечь время не было возможности. Старт провальный, приход соответственный. Разговоры о том, что при общем отзыве надо давать такой сигнал, чтобы его было хорошо слышно/видно от стартового знака, идут уже третий год. Но ничего не меняется.

Хорошо выступает Иван Пупенок на интересном парусе Иззи Инфинити 9.5 занимая 2-ую строчку. Парус практически полностью покрыт материалом X-ply, но при этом Иван развивает на нем просто дикую скорость. Идет не так круто, но гарантированно делает «ходами» любого. Что едет, парус или «прокладка» так и осталось загадкой до конца соревнований.


4 апреля – день сильного ветра на рейсовой дистанций.

Утро выдалось на редкость благостным и мы уже предвкушали курортный пляжный отдых. Однако в 13-00 с судейского судна сообщили – «Ветра для рейсовых дисциплин хватает». Две гонки прошли по усиливающемуся ЮЗ. Свободный класс борется на большой дистанции. Им удлинили контрольное время, поскольку иначе в него укладывается только 4 человека. За второй гонкой дня в свободном классе смотрим с берега от «Приазовья». Народу тяжко, но идут. Переживаем. Ветер тем временем усиливается уже серьезно. По хорошему надо бы давать «отмену» и идти кататься на маленьких досках. Но нет, красный флаг и до старта 6 минут.

На старте человек 20, не больше. Дует 10-12 м/с. Волна неприятная, хоть и не большая. Места на старте сколько хочешь и поэтому при сильном встречном течении весь флот со старта уходит левым галсом. При приближении к первому знаку раздувает уже совсем сильно. Всерьез думаю что не дойду, однако потихоньку выскребаемся против 12-14 м/с к первому знаку.

Что происходило сзади после первой лавировки я уже не видел. При гонке по 12-14 м/с оглядываться назад как-то не зачем. Всю гонку боремся с Ваней Пупенком. То он меня объедет ходами, то я его объеду крутостью хода. На второй лавировке я не могу разглядеть первого знака и Ваня делает поворот вовремя, а я затягиваю. Огибаем знак нос к носу. На багштаге Иван ловит маленькую рыбку и скорость у него падает, на второй знак я захожу с преимуществом в 3 метра и на финише первый. Взаимные поздравления на берегу. Не сдаться по такой погоде – по любому победа.

По результатам 6-ти гонок Роман первый, Иван второй, я третий, Володя Демченко четвертый.

Детский класс гоняется в лимане. Лазаревские девочки впереди. Хорошо выступают братья Акеньтьевы, младший Бондарь из Севастополя и «Мурашовцы». Флот плотный, что говорит о хорошем уровне. По результатам этих гонок ребят ждет Medal Race на Bic Techno и в качестве приза, поездка на Первенство Мира в классе Bic Techno в Испанию в сентябре. Интересно, кто поедет…?

День 5 апреля
День выдался на редкость провальным. На старте 7ой гонки упираюсь при разгоне в Михаила Дубину, который разгоняться не торопится. До старта оставалось уже очень мало времени, чтобы пытаться обходить его с наветра. В результате пришлось разгоняться как есть и выскакивать на линию как можно раньше. Ну и выскочил за секунду раньше сигнала. Третий приход в этой гонке аннулирован – «фальстарт». Дальше-больше. Беру старт из под самого знака и ухожу под берег. Вроде как там и течение меньше и ветер поворачивает. Ветер тем временем достаточно сильно отходит в море, когда отход дошел до меня, то весь флот оказался наветреннее. Замечаю этот отход поздно и при повороте обратно на дистанцию мимо меня проезжают люди, обычно идущие по одному кругу. Всю гонку отчаянно догоняю, но такой провал отыграть невозможно. Опять 8ой. После этой ужасной гонки идем отдохнуть на берег к Приазовью. Пока отдыхали не заметили, как РСХ-ы, которые стартовали обычно перед нами ушли домой. У них гонки закончились. По красному флагу выскочили с берега и из всей команды отдыхающих на старт успели только Демченко и Солдатов. Мы с Гладышевым уходим со старта последними. Опять игра в догонялки, на финише 9-ый. По результатам дня с треском вылетаю с третей позиции на четвертую. Вова Демченко отгоняв наоборот свой самый удачный день, опережает меня на 6 очков.

6 апреля


Ветер дует с востока. Кажется что ураган, но анемометр бесстрастно фиксирует 7-8 м/с. Все однако боятся и набивают паруса так, что на них страшно смотреть. Народ носится по лиману на маленьких досках и парусах 5-6 м, но как-то невыразительно. Выходим на дистанцию. Классическая Ейская ситуация с лавировкой против течения вытекающего из лимана. Ветер на самом деле не превышает 8-9 м/с, а временами еще и подкисает. По прогнозу усиления нет. В 10ой гонке старт беру с середины линии, на судне поднимают флаг индивидуального отзыва. Линия развернута в сторону моря и определить был ли у меня фальстарт – невозможно. По ощущениям линия была где-то очень близко и поскольку у меня уже выбросов нет, сливаюсь гарантированно ниже линии, теряя позицию на первом лавировочном галсе. В результате старт безнадежно проигран. Но тактика от этого не меняется. Разворачиваюсь под берег и лавируюсь в несколько галсов под берегом, стараясь не попадать в полосы закисонов. Ветер в море пока дует сильнее и особого выигрыша берег на дает. Однако опять «выскребаюсь» в конец первого десятка. К 11-ой гонке уже все ясно. На берегу у Приазовья отдыхаем, я поздравляю Володю Демченко с третьим местом и идем обратно, еще разок прогнать по Ейской воде. Делаю выводы из первого неудачного старта и беру старт из-под самого судна. Однако что-то с мат.частью и доска не выкручивает на правом галсе. Постепенно с самой первой позиции начинаю проваливаться в глубину флота. Однако в море мне и не надо, делаю поворот под берег и тяну до самого берега. Под берегом делаю контргалс и сразу видно, что тактика правильная. Навстречу мне выходят только Роман Матусович с Иваном Пупенком, причем я прохожу у обоих по носу. Однако при повороте к знаку Роман и Ваня имеют на один поворот меньше и Иван проскакивает, а Роман уходит на багштаг позади меня. На втором знаке Роман немного разгоняется при повороте, а я жадничаю, стараясь слиться как можно ниже и захожу на поворот без хода, и на быстром повороте Роман опережает меня на корпус. На лавировке Роман опять уходит в море, а я выбираю береговой вариант. Иван тем временем с обычными дикими ходами уходит в отрыв лавируясь в море. Берег опять выгоден, но я забываю оглядываться на знак и жутко затягиваю с последним поворотом к знаку. Роман делает поворот точно, я проигрываю все преимущество полученное при лавировке вдоль берега и на финиш мы так и приезжаем с отрывом в 10 метров.

Всё. Роме гудок с сиреной, как победителю, второй Иван Пупенок, третий Владимир Демченко, дальше я с отрывом в 3 очка. Оказалось, отрыв был и не так велик после 11 гонок…

Рейсовая часть Ейского кубка на большой дистанции полностью закончилась. В олимпийском классе RSX первым стал Алексей Токарев, второй Антон Шелихов, третьим отгонялся Денис Закриев.

Детская гонка Medal Race в классе Bic Techno тоже завершилась. Первым в финале стал Дмитрий Акеньтьев, который каким-то немыслимым способом обогнал в финале непобедимую Анжелу Полударову, они выиграли путевки на Первенство Мира в Испанию. Поедут в сентябре. Будем болеть.

А здесь еще остается слалом на 7 мая, если погода позволит. Погода позволила, но не сильно. Я на парусе 5.8 не пошел. Григорий Гребенюк носится по лиману на Формуле, народ хватает уже совсем большие доски. Как говорится – «6-ти метровый слалом», имея ввиду силу ветра. Тем не менее, провели еще три гонки.

Вечером закрытие. Призов надавали всем. По моему, такого количества призов давно не было на Ейском кубке. Организаторы решили одарить в этом году чуть ли не всех участников. Небольшими поощрительными призами наградили чуть ли не половину народа, участвовавшего в тех или иных гонках. Вечеринки в клубе не было, и народ, погрузившись, отправился по домам, уставший и счастливый.

А мы погрузили снаряжение и утром 8ого мая отчалили в сторону косы Долгой.

Должанка.

Дорога до Должанки занимает меньше часа, 40 км хорошей дороги и, вот, знакомые ворота Серф-приюта. На Должанке планируется проведение заездов на скорость.

В начале 90-х это была довольно массовая дисциплина в мире и большинство компаний даже выпускало специальные спидовые доски, спидовые паруса и плавники. Битва между парусниками и досочниками тогда бушевала ни на шутку. Миллионно-долларовые машины типа катамарана Yellow Pages с командами техников, гидродинамиков и механиком, с бюджетами маленького государства, всерьез боролись с балбесами из Калифорнии или Мауи, которые перейдя через дорогу и наскребя по сусекам пару тысяч баксов запросто клали на лопатки чудовищные многокорпусные яхты также похожие на яхту как самолет братьев Райт похож на международную станцию «Мир». Получался абсурд, команда яхты сидит на берегу месяц, ждет погоду, тратит чудовищный бюджет и отыгрывает от мирового рекорда скорости десятую узла. Балбес из Калифорнии случайно прочитав об этом из журнала розданного в самолете, покупает за пару тысяч доску и на канале во Франции бьёт рекорд на пару узлов сразу. Яхтсмены опять тратят несколько миллионов долларов и опять отыгрывают десятую узла. В конце концов это надоело всем: яхтсменам, досочникам, зрителям и как следствие - спонсорам и тех и других. Без спонсоров дисциплина быстро скончалась. И рекорд, установленный тогда катамараном Yellow Pages, простоял более 10 лет. Однако благодаря глобальному потеплению, ветра стали дуть в мире больше и команда в которую вошли такие живые легенды как Бьорн Данкербек и Робби Нейш, поставив цель превысить скорость под парусом в 50 узлов, реанимировала интерес к скоростным заездам среди виндсерферов.

Этот интерес коснулся и Россию, поэтому на Должанке пара десятков спортсменов пыталась понять что-же это за зверь, заезды на скорость. Что для этого нужно и что от этого можно получить.

Опуская детали организации и самого действа перейду сразу к главному – результатам. Выяснилось, в зависимости от типа снаряжения, выделяются несколько групп. Первая, собственно слаломное снаряжение, 59-63 км/ч. Вторая, разнообразные маленькие доски в районе ста литров и паруса 5-6 метров, 50-55 км/ч. Фрирайд и полутазики – 45-50 км/ч. Разница по скорости между разными досками в группе оказалась невелика.

Выиграл этот контест Григорий Гребенюк установив официально зарегистрированный рекорд РФ – 63 км/ч.

Откатав на Должанке еще три дня на маленьких досках и собравшись с утра, пообедали и выехали домой в Питер. Теперь воды этой акватории попробуем только в сентябре во время ставшего уже традиционным Должанского марафона. Тогда, в настоящей личной борьбе с соперниками, а не заочной борьбе с секундомером, постараемся определить скоростные возможности нашего спорта.

Как обычно, единственным доступным в этом мире способом – сделав невозможное.


Увидимся на воде.

Дружинин Александр

RUS 12