Несколько заметок по гоночной стойки.

Поскольку больше всего проблем и сложностей на дистанции создает стойка и ничто так не ускоряет гонщика как правильная стойка, то c этого и начнем. Считается, что статью о стойке вы уже прочитали.

Если у кого-либо из матерых гонщиков возникнут возражения или замечания – не стесняйтесь, пишите, я их опубликую как отдельные указания. Ради объективности так сказать.

Все сказанное относится пока к формуло-подобным доскам. Когда появится опыт Супер-Х – дополним гоночной стойкой на маленькой доске для Супер-Х.


Первое – это ноги. Задняя нога должна быть прямой. ВСЕГДА. На бейдевинде, галфинде и багштаге. Несмотря на то, что стойки будут немного отличаться, задняя нога остается прямой.

Второе. Парус должен быть добран до ДП (диаметральной плоскости доски) или уж как минимум до подветренной задней петли. Всегда. На бейдевинде, галфинде и багштаге. Усилия на парусе будут отличаться, усилия на доску будут отличаться, но парус остается добранным всегда.

Бейдевинд.

Как сказано выше, задняя нога прямая. Переднюю ногу ставят по разному, я ставлю ее чуть согнутой, это помогает контролировать ребрение доски. Задняя нога стоит на цыпочках, помогая ставить доску на ребро. Увлекаться не надо. Как ребрится - так и ребрится. На НК это не так выражено, а на Формуле - как на лифте. Плавник заработал – до воды сразу пол метра (фигурально выражаясь конечно).

Парус должен быть добран до ДП и закрыт. Что это значит? Это значит, что между нижней шкаториной и водой или палубой не должно быть просвета. В идеале парус лежит на палубе доски нижней шкаториной. В реальности, конечно, там есть небольшой просвет который возникает от того, что система не жесткая, но стремиться надо именно к этому.

Руки необходимо держать прямыми, самое главное мачтовую руку. Это позволяет поставить парус вертикальнее и соответственно увеличить тягу. Получается, что Вы как бы отталкиваете слегка мачту от себя на подветер.

Корпус необходимо вынести немного вперед, как бы выглядывая из-за мачты на подветер. Не стоит перебарщивать с этим, полагая, что это ключевой момент формульной стойки. Достоверных доказательств, что дикое вывешивание вперед сильно увеличивает скорость мною лично не получено.

Поскольку это важно, то укажу это и здесь. Гик должен быть не ниже лба-носа. В противном случае будет не добрать парус и не выйти вперед. Гик будет держать вас сзади.


Важно помнить, что в Формуле регулировка гика по высоте и соответственное регулирование длины трапеционных кончиков - одна из многих необходимых регулировок, которые меняются, например, от силы ветра. В Нац.классе это не так необходимо.

Трапеционные кончики в Нац.классе должны быть такой длины, чтобы спокойно делать все то, что описано выше. Какой-то особенной длины не обнаружено. Дмитрий Давиденко на Формуле гоняется на 20”, а на Национальном классе в основном на 22-24”. Я гоняюсь на 24”. Если ставлю короче, то руки согнуты и парус завален наветер.


Необходимо все делать одновременно. Тогда идти легко и не сложно.


!! Самое главное, что нужно помнить при курсе бейдевинд. На парусной доске крутизна лавировки и скорость – вещи не просто связанные, а по сути одно и тоже. Как пространственно-временной континуум у Эйнштейна. Если идешь быстро – значит, можешь идти круто, скорость упала – вынужден уваливаться. Поэтому все меры, направленные на увеличение скорости на лавировке, означают увеличение крутизны. !!


На фотографиях с 76 и 10-м номером видно, чтО делается неправильно. Парус открыт, завален наветер, передняя рука согнута, между парусом и доской дыра. Из-за этого нагрузки и усилия распределяются неправильно. Парус тянет вверх, и при порыве норовит вбить райдера наветер. Из-за этого райдер вынужден отталкивать что есть силы парус от себя на порывах передней рукой. Доска поднимает высоко нос и идет медленно, пропахивая воду. Обратите внимание, какой бурун остается на воде после доски у номера 76. Энергия, которая могла бы быть использована для движения вперед, ушла на образование волны. Те кто думают что это ерундовая часть общей тяги - пусть вспомнят с какой силой вообще-то бьет волна. Любители мат. расчетов могут прикинуть сколько джоулей надо затратить на волну высотой 10 см и на движение райдера вперед на 10 метров. Потом сравнить - о результатах пишите.

На фото с RUS5, RUS27 и RUS29 показано как надо. Парус стоит вертикальнее и тянет вперед, а не вверх. Руки прямые. Илья Банаян (RUS29) переднюю руку, кстати, держит прямым хватом. В основном катаются с обратным хватом передней руки и часто это до хрипоты обсуждают. На мой взгляд, это неважно.








Острый багштаг.

Здесь все как нельзя проще. Главное не бояться. Пока есть скорость, давление на парус небольшое. Скорость падает, давление растет. В идеале задняя нога должна быть прямая, но когда ветра становится слишком много, ногу приходится сгибать. Потому как страшновато. Парус добран до ДП. Необходимо стараться не висеть сзади доски. Это особенно тормозит на соленой воде.

Здесь несколько фотографий. На первой как НЕ надо. Чтобы стало правильно, надо выпрямить ноги, заребрить немного доску и добрать парус. На остальных - как надо с разных ракурсов. Обратите внимание на первые две картинки внизу. Дмитрий Давиденко на формуле и Юрий Ш увалов на НК стоят одинаково по Формульному, вертикально. Это правильно, особенно на полном багштаге, о котором см. ниже. Ваня Беляй (номер 64) отвисает в сторону, на багштаге остром, который изображен на фото - это не страшно, но на полном - так делать не надо.

Старайтесь вести доску на ребре, как это делают гонщики на нижних фотографиях. Нельзя,чтобы доска втыкалась сзади в волну, это снижает скорость. Для того, чтобы этого не происходило, старайтесь двигаться не напрямик, а как бы выбирая дорогу между волн. При спуске с волны я перекантовываю доску на наветренный борт, потом немного привожусь и ставлю ее обратно на подветренный. Стараясь не воткнуться сзади в следующую волну, на подветренном борту поднимаюсь по наветренному склону этой следующей волны. Если не запутались что-куда, победа в кармане ;) ! Если запутались - попробуйте снова.


Полный багштаг.

Для меня это самый сложный курс на тазике. Поскольку формализовать стойку на этом курсе сложно. Более того на фотографиях объяснить тоже сложно, поскольку вся сути в распределении нагрузок, а не формальном положении ног, рук и корпуса.

Здесь задача та же что и на лавировке, только наоборот. Нужно пройти как можно полнее, тогда на нижнем знаке вы будете раньше.

Что происходит со стойкой? Предварительно, положение паруса и туловища почти такое же как и на остром багштаге. После разгона и уваливания насколько это возможно, без потери скорости, нужно встать вертикально и по возможности наклониться вперед, к носу доски. Ноги прямые, на цыпочках. Ребрение доски на полном багштаге важно как никогда. Поскольку сопротивление воды играет здесь важную роль, то уменьшение смоченной поверхности - критично. На плоской доске вы сможете просто неторопясь глиссировать в багштаг. На ребре - эффективно "сливаться" по ветру, не теряя скорости на провалах ветра.

Провалы и ослабления ветра, из-за буерного эффекта, ощущаются как заход ветра вперед. Поэтому для поддержания скорости надо сделать несколько противоестественную вещь, немного привестись. На полном багштаге скорость теряется гораздо быстрее, чем на лавировке или остром багштаге, поэтому если вы хотите идти в полный багштаг быстро - необходимо очень внимательно следить за скоростью и курсом и реагировать мгновенно.